|
Renault Megane, Scenicс 1996 года выпускаРемонт и эксплуатация автомобиля |
|
Рено Меган, Сценик - Автомобили марки Renault Megane Идентификационные номера автомобиля Приобретение запасных частей Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места Поддомкрачивание и буксировка Запуск двигателя от вспомогательного источника питания Проверки готовности автомобиля к эксплуатации Автомобильные химикалии, масла и смазки Диагностика неисправностей Органы управления и приемы безопасной эксплуатации Ключи и дистанционное управление единым замком дверей Открывание и закрывание дверей Охранная сигнализация Противоугонное устройство Передние сиденья (с электрической регулировкой) Приборная панель Путевой компьютер Приборы наружного освещения Рычаг переключения передач РКПП Стояночный тормоз Гидроусилитель руля Звуковой сигнализатор превышения заданной скорости Управление автоматической трансмиссией Система антиблокировки тормозов Отопитель, вентиляция и воздушный кондиционер + Техническое обслуживание + Ремонт двигателя + Система охлаждения, отопления + Системы питания, выпуска + Электрооборудование двигателя + Сцепление + Трансмиссия + Приводные валы + Тормозная система + Подвеска и рулевое управление + Кузов + Бортовое электрооборудование + Схемы электрооборудования |
Технология обслуживания, инструмент и оборудование рабочего места
Технология обслуживания Существует несколько методик выполнения процедур технического обслуживания и ремонта автомобиля, на которые читатель найдет ссылки в тексте данного руководства. Следование им сделает работу домашнего механика более эффективной, позволит наилучшим образом организовать и качественно выполнить различные технические процедуры и явится залогом тщательного и полного выполнения всех работ. Крепеж
Крепежом называются гайки, болты, шпильки и винты, служащие для соединения между
собой двух или более деталей. При работе с крепежом нужно постоянно помнить
о некоторых вещах. Практически в любом крепеже применяется тот или иной вид
контрящих и стопорящих приспособлений. Это могут быть стопорные шайбы, контргайки,
стопорные флажки или фиксирующий компаунд для резьб. Весь используемый резьбовой
крепеж должен быть абсолютно чистым и прямым, с ненарушенной резьбой и нескругленными
углами шестигранных головок, на которые надевается гаечный ключ. Следует взять
за правило обязательную замену поврежденных гаек и болтов на новые. Специальные
самоконтрящиеся гайки с нейлоновыми или волоконными вставками повторному использованию
не подлежат, так как при отдавании утрачивают свои контрящие свойства и при
сборке всегда должны заменяться на новые.
Размеры крепежа
По многим причинам изготовители автомобилей все шире и шире применяют метрический
крепеж. Однако, важно знать разницу между используемым иногда стандартным (называемым
также американским, или стандарта SAE) и более универсальным в системе мер метрическим
крепежом, так как, не смотря на внешнюю схожесть, они не являются взаимозаменяемыми.
Маркировка класса прочности болтов
Маркировка класса прочности стандартных шестигранных гаек
Маркировка класса прочности метрических шестигранных гаек
Маркировка класса прочности метрических шпилек Размеры/маркировка класса прочности стандартных (SAE и USS) болтов
Размеры/маркировка класса прочности метрических болтов
Процедура и порядок затягивания резьбовых соединений Затягивание большей части резьбовых соединений следует производить с усилиями, определяемыми требованиями Спецификаций, приводимых в начале каждой Главы данного Руководства (под усилием затягивания крепежа следует понимать прикладываемый к нему при затягивании крутящий момент). Ниже усилие затягивания будет называться также моментом затяжки крепежа. Затягивание с чрезмерным усилием может привести к нарушению целостности крепежа, тогда как недотягивание его ведет к ненадежности соединения сопрягаемых компонентов. Болты, винты и шпильки, в зависимости от материала, из которого они изготовлены и диаметра резьбовой части, обычно имеют строго определенные допустимые моменты затяжки, многие из которых, как уже упоминалось выше, приведены в Спецификациях в начале каждой Главы. Строго придерживайтесь приведенных рекомендаций по моментам затяжки применяемого на автомобиле крепежа. Для затягивания крепежа, не упомянутого в Спецификациях, следует пользоваться приведенной ниже картой допустимых моментов вращения. Приведенные в таблице значения ориентированы на крепеж классов прочности 2 и 3 (крепеж более высокого класса допускает затягивание с большим усилием), кроме того, подразумевается, что производится затягивание сухого (с несмазанной резьбой) крепежа в стальную или литую (не алюминиевую) деталь. Размеры метрических резьб
Размеры трубных резьб
Размеры резьб американского стандарта
Расположенный по периметру какой-либо детали крепеж (такой как болты головки цилиндров, поддона картера и различных крышек), во избежание деформации детали должен отдаваться и затягиваться в строго определенном порядке. Порядок затягивания и отдавания такого крепежа приведен в соответствующих Главах Руководства. Если специальный порядок не оговорен, то во избежание искривления компонента следует придерживаться описанной ниже процедуры. На первой стадии все болты или гайки должны быть затянуты от руки. Далее, каждый из них по очереди должен быть дотянут еще на один полный оборот, причем переход од одного болта/гайки к другому должен осуществляться в диагональном порядке (крест-накрест). Далее, вернувшись к первому болту/гайке, следует повторить процедуру в том же порядке, затягивая крепеж еще на пол-оборота. Продолжайте действовать в той же манере, затягивая каждый болт/гайку на этот раз уже на четверть оборота за один подход до тех пор, пока все они не окажутся затянутыми с требуемым усилием. При отдавании крепежа так же следует придерживаться описанной процедуры, но действуя в обратном порядке. Разборка компонентов
Разборка всех компонентов должна осуществляться в такой манере, чтобы при сборке
каждая деталь могла быть установлена на свое прежнее место и правильным образом.
Запоминайте характерные особенности внешнего вида, в случае необходимости производите
посадочную маркировку деталей, установка которых на место может быть произведена
неоднозначным образом (к таким элементам относится, например, оснащенная канавкой
упорная шайба на валу). Хорошей идеей будет расположение снятых деталей на чистой
рабочей поверхности в том порядке, в каком производилось их снятие. Полезным
окажется также составление простейших схематических зарисовок или пошаговое
фотографирование подлежащего демонтажу компонента.
Прокладочные поверхности
На всех автомобилях прокладки применяются для герметизации места стыка сопрягаемых
поверхностей двух или более деталей и служат для предотвращения утечек масел
и жидкостей и поддержания внутри сборки повышенного давления или разрежения.
Советы по снятию шлангов
Меры предосторожностей, которые следует соблюдать при снятии шлангов, очень
близки к таковым при снятии прокладок. Избегайте повреждения поверхностей штуцеров
и патрубков, на которые одеваются шланги, так как это может явиться причиной
возникновения утечек. В особой мере это относится к процедуре снятия шлангов
радиатора. Вследствие различных химических реакций происходит "прикипание"
резины шлангов к сопрягаемым поверхностям штуцеров и патрубков. Для снятия шланга
в первую очередь ослабьте хомут крепления его на штуцере. Затем щипцами со скользящим
шарниром ухватите шланг вблизи хомута и начинайте вращать его на штуцере/присоединительном
патрубке вправо-влево. Продолжайте эту процедуру до полного освобождения шланга,
затем снимите шланг со штуцера. Небольшое количество силиконовой или другой
смазки облегчит процедуру, если она может быть введена в зазор между штуцером
и шлангом. Для облегчения процедуры установки шланга смажьте внутреннюю поверхность
шланга и наружную поверхность штуцера.
Инструмент
Выбор хорошего инструмента является одним из основных требований для каждого,
кто планирует самостоятельное выполнение процедур технического обслуживания
или ремонта автомобиля. На первый взгляд затраты, связанные с приобретением
требуемого комплекта инструментов, могут показаться слишком большими, однако
при сравнивании их с расходами, сопряженными с выполнением процедур текущего
обслуживания и простейшего ремонта автомобиля на станции техобслуживания, окажутся
вполне разумными.
НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ ПО ТЕКУЩЕМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И МИНИМАЛЬНОМУ РЕМОНТУ АВТОМОБИЛЯ Приведенный ниже список включает в себя минимум необходимых для выполнения процедур текущего обслуживания и незначительного ремонта автомобиля инструментов. Рекомендуется приобретение комплекта комбинированных гаечных ключей (с обычной рожковой головкой на одном конце и с накидной на другом). Несмотря на большую стоимость такого комплекта по сравнению со стоимостью набора обычных рожковых ключей, затраты будут оправданы, т.к. данные ключи обладают преимуществами обоих типов.
Комплект комбинированных ключей (1/4 — 1 дюйм; 6 — 19 мм)
|
Если в процедуры текущего обслуживания входит проведение базовых регулировок, понадобится также приобретение хорошего качества стробоскопа и комбинированного тахометра/инструмента для измерения длительности замкнутого состояния контактов прерывателя. Несмотря на то, что эти инструменты входят в состав списка специальных инструментов, упоминание о них здесь приведено в виду абсолютной необходимости их применения для проведения качественной настройки зажигания двигателя, являющейся частью процедур текущего обслуживания автомобиля.
НАБОР ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ОБЩЕГО И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЯ
Данный инструмент необходим при проведении любых операций по ремонту двигателя автомобиля и предлагается в дополнение к первому списку. В данный список входит полный комплект сменных торцевых головок. При значительной стоимости, набор сменных головок приносит неоценимую пользу, благодаря своей универсальности и удобству в обращении, — в особенности в сочетании с входящими в комплект различного типа приводами. Рекомендуется предпочтительно пользоваться приводами сечением 1/2 дюйма (а не 3/8 дюйма), т.к. они, хоть и являются более дорогостоящими, могут быть использованы практически с любым типом динамометрических ключей (в идеале, хороший механик должен иметь в своем распоряжении оба типа приводов). Более дешевой альтернативой комплекту сменных торцевых головок является набор трубчатых ключей.
Комплект сменных торцевых головок (включая головки типа "Torх")
(или трубчатых ключей), размеров, соответствующих размерам гаечных ключей из
предыдущего списка
Храповой реверсивный привод (для использования со сменными торцевыми головками)
Ворот длиной 250 мм
Универсальный (карданного типа) шарнир (для использования с торцевыми головками)
Динамометрический ключ (с приводом того же размера, что и для сменных торцевых
головок)
Молоток с круглым бойком — 8 унций (около 230 г)
Молоток с мягким бойком (пластиковым или резиновым) (киянка)
Отвертки:
С плоским жалом (длиной 150 мм и около 6.5 мм в диаметре)
С плоским жалом (прочная № 2, 8 мм)
С крестовым жалом (№ 3 * 8 дюймов (203 мм))
С крестовым жалом (прочная № 2)
Прижимные клещи
Плоскогубцы:
Для электриков (с изолированными ручками)
Узконосые (острогубцы)
Для стопорных колец (внутренних и внешних)
Зубило — 1/2 дюйма (13 мм)
Скребок (изготовленный из расплющенной и заостренной с одного конца медной трубки)
Скрайбер (чертилка)
Кернер
Бородки с тонким жалом (1.6, 3.2, 4.8 мм)
Стальная линейка/измеритель плоскостности
Комплект ключей — естигранников (Allen) (для головок с внутренним шестигранником)
Набор напильников
Проволочная щетка (большая)
Второй комплект подпорок
Домкрат (гидравлического или ножничного типа)
Еще одним постоянно требующимся инструментом является электродрель с патроном на 3/8 дюйма (до 9.5 мм) с комплектом хорошего качества сверл.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
В данный список попадают инструменты, являющиеся в достаточной мере дорогостоящими,
не требующиеся регулярно, или требующие при пользовании выполнения инструкций
изготовителей. Если в сферу Вашей деятельности не входит частое выполнение сложных
механических операций, приобретение такого инструмента будет плохим вложением
средств. Разумно приобретать его в складчину с друзьями или брать на прокат
в мастерских автосервиса.
В список внесены только те инструменты, которые можно найти в розничной торговле
или которые выпускаются для распределения по дилерским отделениям фирм. Иногда
в тексте Руководства Вы найдете ссылки на такие специальные инструменты. Обычно
авторы стараются параллельно предложить альтернативный метод, позволяющий избежать
обязательного применения труднодоступного инструмента. В случае если избежать
применения специального инструмента невозможно, а приобретение его в пользование
проблематично, выполнение соответствующих работ лучше доверить специалистам
автосервиса.
Инструмент для сжатия клапанных пружин
Приспособление для прочистки канавок поршневых колец
Инструмент для обжимания поршневых колец
Инструмент для установки поршневых колец
Измеритель степени сжатия газов в цилиндрах (компрессометр)
Зенкер для обработки краев цилиндров
Хон для обработки зеркал цилиндров
Измеритель диаметра цилиндров
Микрометр (микрометры) и/или циферблатный штангенциркуль
Инструмент для снятия гидравлических толкателей
Отделитель шаровых шарниров
Съемник универсального типа
Ударная отвертка
Набор циферблатного измерителя
Стробоскоп (с индуктивным датчиком)
Ручной комбинированный насос (вакуумный/нагнетательный)
Тахометр/инструмент для измерения длительности замкнутого состояния контактов
прерывателя
Универсальный тестер для электрических измерений
Подъемный такелаж
Инструмент для снятия/установки тормозных пружин
Напольный домкрат
ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНСТРУМЕНТА
Новичку-механику в плане приобретения необходимого инструмента для выполнения
процедур текущего обслуживания и ремонта автомобиля могут быть предложены несколько
практических советов. При подготовке к проведению процедур текущего обслуживания
или минимального ремонта автомобиля разумно приобретать инструмент по отдельности.
С другой стороны, в случае планирования широких работ, проще и надежнее купить
комплект современного инструмента в магазине розничной сети. Приобретение комплекта
обычно обходится несколько дешевле индивидуальных покупок и часто дополняется
приложенным инструментальным ящиком. В дальнейшем, для расширения выбора, могут
быть докуплены отдельные инструменты, дополнительные комплекты и инструментальный
ящик большего размера. Постепенное расширение комплекта инструментов позволит
растянуть затраты и определиться в выборе действительно необходимых инструментов.
Специализированные инструментальные магазины являются единственным источником
приобретения некоторых специальных инструментов, но, независимо от источника,
избегайте дешевых покупок, в особенности при выборе отверток и сменных торцевых
головок, так как срок их службы наверняка окажется непродолжительным. Затраты
связанные с заменой и восстановлением дешевого инструмента в результате окажутся
несравнимо более значительными, чем затраты на однократное приобретение качественного
товара.
УХОД ЗА ИНСТРУМЕНТОМ И ЕГО ХРАНЕНИЕ
Хороший инструмент является ценным вложением средств, поэтому разумно позаботиться
о том, чтобы содержать его в чистоте и постоянной готовности к работе. После
пользования инструментом, перед тем как сложить его в место хранения, всегда
тщательно протирайте его поверхность чистой сухой ветошью, удаляя с нее следы
грязи, смазки и остатки металлических частиц. Никогда не оставляйте инструмент
разбросанным на рабочем месте. После завершения работ внимательно проверяйте
пространство под капотом и под автомобилем на наличие забытого инструмента.
Для хранения такого инструмента, как отвертки, плоскогубцы, молотки и т.п. идеально
подходит инструментальная гребенка, закрепленная в удобном месте на стене гаража.
Наборы гаечных ключей и сменных торцевых головок следует хранить в металлических
ящиках. Измерительный инструмент должен храниться в недоступных воздействию
коррозии, сухих и чистых местах.
Всегда следует уделять внимание состоянию рабочих поверхностей инструмента.
Ударная часть бойка молотка в процессе работы подвержена расклепыванию, отвертки
со временем теряют заточку своих жал. Не скупитесь уделить немного времени и
внимания на то, чтобы с помощью наждачной бумаги или напильника удалить расклепы
и привести в порядок режущие кромки. Необратимо изношенный или поврежденный
инструмент заменяйте.
При тщательном уходе инструмент прослужит Вам верой и правдой в течение очень
длительного срока.
Оборудование рабочего места
Говоря об инструменте, нельзя не вспомнить об оборудовании рабочего места. Если
предстоит проведение более серьезной работы, чем простое техническое обслуживание,
следует позаботиться о подготовке подходящей рабочей площадки.
Приходится признать, что многие автолюбители вынуждены производить снятие двигателя
и другие подобные работы далеко не в условиях гаража или мастерской. Однако,
в любом случае важным требованием является наличие крыши или тента.
По возможности, любые процедуры по разборке частей систем автомобиля должны
производиться на чистом плоском верстаке, или прочном столе удобной высоты.
Верстак обязательно должен быть оборудован тисками. Достаточным является наличие
тисков с раскрытием губок до 100 мм и с мягкими накладками на губки.
Как уже упоминалось выше, на рабочей площадке должно быть оборудовано чистое
сухое место для хранения инструмента, смазочных и очистительных жидкостей, шпаклевок,
лакокрасочных материалов и т.п.
Следует заметить, что совершенно необходимым инструментом является электродрель,
следовательно, рабочая площадка должна быть оборудована источником питания для
ее подключения. Наличие дрели с патроном до 9.5 мм и набором качественных сверл
в значительной мере облегчит проведение многих процедур.
Наконец, на рабочем месте всегда должен иметься достаточный запас старых газет
и чистой, не ворсящейся ветоши, предназначенный для чистки рабочей площадки,
инструмента и деталей автомобиля.
Отработку следует сдавать в центры по утилизации в герметичной таре.
Никогда не производите никакие работы на неприкрытой окрашенной поверхности
автомобиля, пользуйтесь защитными накладками на крылья, или, на худой конец,
покрывайте полированные поверхности старыми одеялами.